Расскажите о нас друзьям:
В закладки

Почему «Формулу-1» называют «Большим цирком»?

2

Теперь уже и не вспомнишь, кто первым наградил «Королевские гонки» обидным сравнением «Большой цирк». Наверное, любящий яркие метафоры журналист вдохновился яркой мишурой вокруг гонок, сборищем талантов, которые ведут себя почище клоунов, а также бесконечными переездами, словно у бродячих артистов. Внес свою лепту и великий старец Берни Экклстоун, который первым смекнул, что зрителям, по сути, по барабану, кто победит, и им нужно шоу. И начал это шоу исправно поставлять.

В итоге, «Формула-1», как никакая другая гоночная серия, богата на нелепые случаи и странные инциденты, и чудить в «Больших призах» могут все – от гонщиков до руководства чемпионата. Этот материал – еще одно доказательство того, почему эти гонки часто называют большим цирком. Правда, самим командам часто не до смеха, ведь рассеяность, самоуверенность и невезение разом могут превратить усилия целого сезона в пыль. Вот, например, ребята из Red Bull и Даниэль Риккиардо подтвердят. Зато нам есть, что вспомнить. 

Здесь играют туш

Найджел Мэнселл умел красиво побеждать, и не менее красиво проигрывать

Хрестоматийная история, которую расскажет вам каждый поклонник «Королевских гонок» – случай с Найджелом Мэнселлом на Гран-при Канады 1991 года. На последнем, 69-м круге гонки, лидировавший с огромным (более минуты!) отрывом «Биг Найдж» решил поприветствовать публику в повороте Casino. Он снял руки с руля, чтобы помахать своим поклонникам, и… его Williams FW14 просто остановился, не доехав до финиша меньше километра.

В официальном заявлении команды причина схода значилась как «отказ электроники». Однако буквально тут же пронырливые журналисты узнали (вероятнее всего, от кого-то из членов команды), что Найджел, подняв для приветствия руки, сам случайно отключил некую электронную систему на руле, отчего обороты двигателя упали до нуля. Правда, чего только не было в богатой карьере Найджела — и промах мимо собственных боксов во время пит-стопа, и потеря верного титула в последней гонке сезона 1986 года, и даже попытка дотолкать собственный болид до финиша своими руками ввиду закончившегося на самом последнем круге топлива. Так что ему было не привыкать.

Другой лидер, явно подумывавший о победе, решил лишиться ее еще необычнее. Дэвид Култхард лидировал на Гран-при Австралии 1995 года, на 19-м круге заехал на дозаправку и… разбил машину о стену питлейн!

Позже Дэвид утверждал, что всему виной был заевший дроссель, который не позволил ему вовремя сбросить скорость, но шотландцу, по большому счету, так никто и не поверил. В оправдание DC скажем, что он не был единственным пилотом, ошибавшемся на скользком полотне в ту гонку. Джонни Херберт промахнулся с заездом на пит-лейн и сделал еще круг, а Роберто Морено разбил заднюю часть своего Forti о стену пит-лейн не так далеко от того места, где это сделал Култхард.

Здесь есть фокусники

Настоящая буффонада от Хенса Хейера

О да, это сегодня, в век высоких технологий такое и представить нельзя. А в лихих 70-х было возможно все! Вот и Ханс Хейер сумел войти в историю крайне оригинальным образом. Немецкий пилот, регулярный участник марафона «24 часа Ле-Мана», здорово выступающий в немецких чемпионатах среди легковых автомобилей и даже побеждавший в ETCC, практически не имел опыта выступлений в сериях машин с открытыми колесами. Хейеру очень хотелось покрасоваться за рулем болида «Формулы-1» перед своими трибунами в Германии, а финансовые возможности позволяли ему это сделать — и Ханс смог купить себе место в команде-аутсайдере «Пенске-Форд» на Гран-при Германии.

Однако недостаток опыта вкупе с откровенными слабыми возможностями болида, построенного командой Роджера Пенске привели Хейера к закономерному исходу — немец не прошел квалификацию, что в те годы считалось вполне обыденным явлением. Но Ханс и не подумал сдаваться! На следующий день, когда гонщики выстроились на стартовой решетке и готовились принять старт, у немца в голове уже был готов хитрый план — как только машины отправились в гонку, Хейер уже незаметно выкатывался из боксов. При полном попустительстве судей он пересек пит-лейн и бодро уехал догонять пелотон!

Однако немецкому пилоту не суждено было добраться до финиша — помешала поломка коробки передач, и всего спустя 9 кругов он вынужден был сойти с дистанции к вящему изумлению судей, которые заметили лишнего гонщика на трассе только после его схода. Ханс Хейер был дисквалифицирован и вычеркнут из числа участников гонки и больше в «Формуле-1» не появлялся.

Здесь есть свой грустный клоун

Кими всем своим видом говорит - оставьте меня в покое

Несмотря на то, что за годы карьеры в «Формуле-1» Кими Райкконен никогда не отличался многословностью при общении с журналистами, некоторые его высказывания порой стоят целых интервью.  А некоторые радиопереговоры были куда интереснее гонок. Вот только некоторые из них.

«Я знаю, что делаю, так что, пожалуйста, тихо». В Спа команда посчитала нужным доложить об обстановке на трассе, рассказать, кто преследует Кими и кого необходимо обогнать. Ответ не заставил себя ждать. Резкий и четкий.

«Просто оставьте меня в покое, я знаю, что делаю!». «Да, да, да, да. Я делаю это все время. Вы напоминаете об этом мне каждые 10 секунд!». Как правило, Кими очень спокоен и сосредоточен за рулем болида. Однако если его достать, то рождаются шедевры. В Абу-Даби финн впервые в новейшей истории «Лотуса» шел к победе, но сообщения команды об отрыве и необходимости его поддерживать вывели гонщика из состояния равновесия. За 15 кругов до финиша, после многократных напоминаний о необходимости поддерживать шины в рабочем состоянии, финн взорвался еще раз. В той гонке Кими все-таки выиграл, а первая из его фраз стала крылатой, и вскоре появилась на футболках.

Мне нечего больше сказать. Во время пресс-конференции журналисты решили чуть разговорить финна, используя для этого старый как мир прием – спросив его о его родине. Не вышло. Вот весь фееричный диалог.

Вопрос: Что вы сказали бы финским зрителям сейчас?
Кими Райкконен: В Финляндии сегодня День матери
Вопрос: День матери?
Кими Райкконен: Да. Мне больше нечего сказать.

Если трасса мокрая, то она мокрая. Именно так Кими ответил на вопрос журналиста о том, как он чувствует себя во время гонки в дождь.

Может быть, это просто не ваше дело? Ответ на вопрос журналиста о том, почему он попал в аварию во время свободных заездов. Бедный представитель СМИ уточнил: «Может быть, это произошло из-за поломки машины или из-за вашей ошибки», чем спровоцировал логичный (для тех, кто хорошо знает Кими) ответ.

Здесь вас могут загипнотизировать

Ральф Шумахер еще не знает, что скоро научится управлять болидом в воздухе

Потеря концентрации или рассеяность – это бич не только механиков, но и гонщиков. Во время Гран-при Канады 2008 года на 17 круге была выпущена машина безопасности и группа лидеров в лице Роберта Кубицы, Кими Райкконена и Льюиса Хэмилтона нырнула в боксы. Британец шел первым, но трогался после дозаправки и смены резины лишь третьим — конкуренты из «БМВ-Заубер» и «Феррари» сработали быстрее, и лучше бы они этого не делали. Именно в тот момент, когда гонщики готовились вернуться на трассу, мимо выезда из боксов проезжал сейфити-кар с остальным пелотоном — и светофор на пит-лейн зажегся красным. Райкконен и Кубица остановились, а вот Льюис не среагировал, и в последний момент, пытаясь избежать столкновения с поляком, вывернул руль влево — и врезался в Кими! Как итог — обоюдный сход и открытая дорога к победе для Кубицы, который в итоге и выиграл ту гонку.

Впрочем, возможно, этот случай и не назовешь особо смешным. Но то, что произошло с Ральфом Шумахером на Гран-при Бельгии 2001 года, только улыбку и могло вызвать. На первом же круге гонки произошла крупная авария, участниками которой были Эдди Ирвайн и Лучано Бурти. Гонку остановили, но через некоторое время был дан рестарт. Все машины дружно сдвинулись с места, и лишь Williams Ральфа остался неподвижен.

«Я думал, что сойду с ума, – признавался впоследствии сам гонщик. – Мотор ревет, колеса крутятся, а машина никуда не едет!». Лишь через несколько секунд окружающие осознали: машину Ральфа попросту забыли снять с домкратов, на которых она висела в ожидании рестарта.

Цирк уехал, клоуны остались

Американцы даже похоронили свой проект USF1 по-человечески

Международная автомобильная федерация пожелала видеть 13 команд на старте сезона 2010 года, объявив прием заявок от новых коллективов. Ввиду мирового экономического кризиса было сложно рассчитывать на приход автопроизводителей — заявки посыпались от частных команд. Большая часть заявок не вызывала ничего, кроме улыбки, а иногда и истерического смеха. Факт того, что сам процесс набора и его итоги стали отличным примером клоунады лишний раз доказывает, что «Формулу-1» не зря называют Большим цирком.

Все знают о «Хиспании», «Верджине» и «Лотусе», которые в итоге стали участниками чемпионата, и не нужно лишний раз вспоминать, как сложилась их дальнейшая судьба, особенно печальна участь испанской конюшни. Но вместе с этой троицей в чемпионат попала еще и «USF1», которая имеет полное право именоваться главным провалом того набора. Американцы, казалось бы, предоставили все финансовые гарантии, но умудрились даже не построить машину к началу сезона, все межсезонье кормя обещаниями и уверениями, что у них все отлично и «USF1» будет готова к началу сезона. Команда была дисквалифицирована, ликвидирована и распродана(было бы что продавать – макет шасси и один колесный диск) — отличный апогей клоунады, названной расширением чемпионата.

Здесь тоже везет не всем

Знакомьтесь - худший пилот всех времен и народов, Юдзи Иде

Японский гонщик Юдзи Иде уникален тем, что признан худшим гонщиком в истории «Формулы-1», причем даже не болельщиками, а ФИА. И, что удивительно, он сам об этом с удовольствием вспоминает.

Юдзи Иде — это настоящее явление в «Формуле-1». Японец сразу начал поражать всех, но к сожалению, не своими гоночными талантами, а совсем наоборот. Болид «Супер Агури» не позволял бороться за что-то серьезное, однако проигрыш в районе полутора секунд своему напарнику Такуме Сато в обеих квалификациях двух стартовых Гран-при говорит о многом. Финишировать Иде в этих гонках не смог, оба раз мешал сгоревший мотор. Третий этап того сезона, Гран-при Австралии стала «бенефисом» японца — провал на быстром круге и старт с последнего места, казалось бы, предвещал спокойную гонку в самом хвосте пелотона без инцидентов. Однако пилот «Супер Агури» нашел способ регулярно привлекать к себе внимание во время заезда — всему виной постоянные зрелищные развороты японца буквально на ровном месте - пять в той знаменательной для карьеры японца гонке, в которой Юдзи единственный раз в карьере смог финишировать, с колоссальным отставанием.

Лучшее из выступлений маэстро под бодрую музыку

А вот в следующей гонке в Имоле веселый цирк от Юдзи Иде едва не стал трагедией — прямо на первом круге японец не рассчитал траекторию и вынес с трассы несчастного Кристиана Альберса на «Мидленде» – болид голландца совершил 3,5 оборота и приземлился вверх колесами. После этого инцидента терпение ФИА лопнуло и федерация отозвала суперлицензию пилота «Супер Агури», по факту запретив ему участвовать в «Формуле-1».

Комментарии 2
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Maks Lavrentev
Про Ханса Хейера повеселили, типа не смог пройти сам, пролезу через забор))) А таких водил как японец Юдзи вообще надо держать по дальше от авто, мало себя угробит, еще по пути кого заберет.
Victor Alexandrovich
С Ханцем Хайером и Ральфом Шумахером повеселили. Все люди и все ошибаются. Просто когда идет речь о таких деньгах, которые крутятся в "Формуле-1" интересно бы послушать разбор полетов руководства команды по сотрудникам,например, которые не сняли машину с домкрата перед стартом. Я предполагаю два варианта - либо немедленное увольнение, либо штраф(самому интересно, в каких размерах). Вряд ли там в ТК есть такие понятия как выговор и строгий выговор.
×