Расскажите о нас друзьям:
В закладки

ТОП-10 главных бандитских автомобилей из девяностых

5

Лихие девяностые годы в России породили немало героев народного фольклора. Здесь и новые русские в малиновых пиджаках, и образ бугая-охранника с маленьким мозгом, очереди у  обменников валюты и ваучеры. Одними из центральных героев народного творчества были автомобили. Во времена, когда и телевизор было не достать, машина считалась символом красивой жизни, и заработать на нее честным трудом не представлялось возможным: никаких кредитов и бюджетных автомобилей специально для России. Зато нечестным это было сделать довольно просто. Вот и появилось выражение  - “бандитские автомобили”, как символ неспокойного десятилетия. Думая о не самых простых временах, которые нам обещает правительство России, мы решили подробнее рассказать о машинах, которые были и причиной и средством первоначального накопления капитала.   

ВАЗ-2109

Пожалуй, первым “гангста-мобилем” в России стала обыкновенная вазовская “девятка”. Когда завод решил основные проблемы с запчастями и вывел на приемлемый уровень надежность, тогда-то то и вышли на первый план все положительные качества “зубил”: хорошие, по тем временам, динамика и управляемость, относительная неприхотливость и надежность. Почему популярнее стала появившаяся позднее ”девятка”, а не “восьмерка”? Да потому что четыре боковых двери выгодно отличали ВАЗ-2109 от 2108 – они позволяли “бригаде” из 4-5 человек при необходимости очень быстро сесть в автомобиль или покинуть его.

В условиях лихой жизни с разборками и перестрелками, когда секундное замешательство добавляло работы мастеру по надгробиям, это было немаловажным достоинством автомобиля. Не зря же группа “Комбинация” спела песню именно про вишневую девятку – очень многие “крутые парни” страны мечтали о таком авто. И обязательно вишневого или красного цвета. На рубеже 90-х годов этот автомобиль оказалась одновременно доступным и достаточно престижным. А Бу Андерссон-то и не знал, и давай какие-то Xray да «Веста» производить.

Lincoln Town Car

В перестроечные времена перспектива пересесть на иномарку для первых отечественных “коммерсантов” стала вполне реальной – в страну потихоньку стали просачиваться иномарки. Сначала через взятки таможенникам, а затем – вполне легально. Первыми такими автомобилями стали громадные дредноуты из Америки – Lincoln Town Car. Эти автомобили высоко котировались среди криминального мира США и выходцев из России, облюбовавших эту страну. По неписаным правилам, в те времена для любого уважающего себя “комерса” первые серьезные деньги полагалось потратить на приличную иномарку, поэтому за ценой дело не стояло.  Мощный мотор “городского автомобиля”  (дословный перевод) нормально переваривали плохой бензин, а огромный кузов из толстой стали не только успешно вмещали в себя целую банду телохранителей, но и давали дополнительные шансы выжить при авариях и перестрелках. Недаром “бригада” Саши Белого в начале своего пути рассекала именно на старом «Линкольне», а не на каком-нибудь «Мерседесе». Также на этом автомобиле ездил герой Виктора Сухорукова в первом фильме “Брат”.

Jeep Grand Cherokee

Екатеринбург прекрасно должен помнить, как эти автомобили устанавливали порядок (а, точнее, беспорядок) на улицах родного города. Темно-зеленый, приземистый, громкий - он был очень заметен на избавленных тогда от пробок улицах. Провинция, не обеспеченная ни хорошими дорогами, ни запчастями, ни сервисом, для престижных иномарок, поначалу оказалась для ребят с большой дороги на периферии. Однако очень быстро “новые русские” из регионов нашли выход – закупать подержанные вездеходы. И уже на них ехать покорять крупные города.  Самым знаменитым “бандитским” внедорожником стал, конечно же, Jeep Grand Cherokee (фанаты Mercedes ждут своей очереди).  Именно такой автомобиль снялся в известном эпизоде с пулеметом “Максим” из фильма «Брат-2», когда герой Виктора Сухорукова (этот парень, как другой лысый, знает толк в хороших фильмах) сначала расстрелял машину, а затем закончил дело гранатой.

Названный народом “джипом широким”, он  как нельзя лучше сочетал в себе высокую проходимость, скорость, приемлемую управляемость и комфортабельный салон. Едва ли не единственный недостаток – высокий расход топлива. Но кто же его считал-то в те времена, когда бензин в России стоил копейки? На российском рынке автомобиль с легкостью уложил на лопатки своих конкурентов – Ford Explorer и Chevrolet Blazer. Правда, так дело обстояло в городах – в провинции к востоку от Урала большинство местных “авторитетов” наваривали на эти машины дополнительные пластины и ставили громадные “кенгурятники”. В таком виде машина теряла в скорости, но серьезно приобретала в неуязвимости. Бэтмобиль? Смеетесь?

Mitsubishi Pajero

Mitsubishi Pajero, он же реальный танк для “стрелок”, с повышенной посадкой - идеальный вариант для уклонения от пуль. В качестве козыря, помимо более экономичного двигателя, он имел еще и имидж многократного покорителя «Дакаров». Тогдашние братки знали толк в хороших машинах, тем более, если те могли улепетывать от преследователей на колесных дисках – а по телевизору, где шел «Дакар», это показывалось довольно часто.

К тому же японцы могли похвастаться сверхпрогрессивной по тем временам трансмиссией Super Select 4WD, которая позволяла на ходу до 100 км/ч изменять режимы работы, идеально приспосабливаясь к любым видам дорог и бездорожья. Большим плюсом было и то, что для этого автомобиля всегда можно было достать массу деталей – “Паджеро” любили и в Европе и в Азии, поэтому поток подержанных машин можно было наладить с любого конца света.

BMW 5-еE34

Почему-то немецкие автомобили в начале “лихих 90х” особой популярностью не пользовались. Но уже в середине десятилетия, криминальная элита устремила свои взгляды на новые германские модели – такие мощные, изящные и, что немаловажно, современные.  Одним из автомобилей, который показывал окружающим, что с этим бандитом стоит считаться, являлась “пятерка” BMW в кузове E34.

Относительно легкая, с мощными моторами (самым популярным стал 192-сильный объемом 2,5 на модели 525i), и запоминающимся дизайном, стала настоящей “Боевой Машиной Вымогателей” в 90-годы. В “Бригаде” на таком автомобиле ездил товарищ Саши Белого – Рафик, а в фильме “Жмурки” эта машина стала одним из центральных персонажей фильма, ведь именно на ней раскатывали два “отмороженных” приятеля в исполнении актеров Алексея Панина и Дмитрия Дюжева. Кстати, когда в фильме их подрезает машина, Серега (Алексей Панин) говорит Саймону (Дмитрию Дюжеву), пытавшемуся догнать эту машину: "Не надо, пускай едет, тачка у него крутая, мне сказали сейчас, что это самая лучшая".  

А подрезала их BMW M5, имевшая под капотом сразу 380 л.с. О такой машине “мелкие сошки” криминального мира могли только мечтать. Большим плюсом автомобиля было то, что в первой половине 90-х новенький BMW 525i стоил в Москве всего 35-40 тысяч долларов, а подержанный и того дешевле. Да, с возрастом “баварцы” теряли стоимость ощутимо быстрее, чем “Мерседесы”, но, давайте будем честными – кто из ребят той поры думал о том, когда и что он будет перепродавать?

Mercedes Gelendwagen

Если бы мы проводили игру “100 к 1” и попросили людей на улице назвать бандитский автомобиль, уверены, что половина опрошенных, не задумываясь, указала бы на Mercedes G-klasse. Черный, как будто его раскрашивал Казимир Малевич, брутальный, словно лицо Брюса Уиллиса и мощный, как танк «Армата», этот автомобиль, остановившийся у дома, сулил его жителям серьезные неприятности.

Престиж  автомобиля подкрепляли очень небольшие, почти эксклюзивные объемы выпуска (около 7-8 тысяч в год), и, конечно же, магическое сочетание проходимости и неубиваемости, столь важное в наших краях. Кстати, автомобилем охраны “Гелендеваген” стал неслучайно – для самих шишек он был недостаточно комфортным – тесным, трясучим и шумным. Зато для охраны в самый раз: пусть неудобный, зато крепкий и внушительный с виду. К  тому же, немцы с удовольствием выполняли эксклюзивные заказы – приделывали к своим “слонам” подножки для охраны и отверстия для настоящих пулеметных расчетов. Интересно сравнить имидж этого автомобиля у нас и eних – в России это машина для криминалитета, а в мире – “папамобиль” для Папы Римского. И оба статуса автомобилю к лицу. 

Chevrolet Tahoe

Данный рамный внедорожник появился на свет в 1995 году и может считаться универсальным транспортным средством для любых типов дорог. В России же он стал универсальным средством для любого типа разборок. Далеко видно, мощно едет, похож на челюсти группы сопровождения – что еще нужно для представителей нелегальных видов бизнеса в 90-е? Отметим и такой плюс, как вместительность – одновременно в машину могло поместиться до 9 человек, что превращало Tahoe в настоящий автобус для решения проблем. Ну и в братскую могилу, если что-то пошло не так.

Мощный двигатель в 5,8 литра потреблял бензин ведрами, но был максимально мощен и тяговит, а внедорожные характеристики позволяли автомобилю скрыться на российских дорогах в случае непредвиденной проблемы. Важное качество – на таком автомобиле можно было смело таранить легковушки, и расшвыривать их с дороги во время погони: и массы, и дури тут было предостаточно.

Автомобиль Chevrolet Tahoe стал героем российских телесериалов «Бригада» и «Бандитский Петербург».

BMW 7-series E38

Этот автомобиль обязан своему имиджу одному единственному фильму, который сделал из него звезду. Фильм “Бумер”, принятый с большим успехом в России, показывал, какими должны быть бандиты: сильными, наглыми, многочисленными, вооруженными и, конечно, ездить на BMW. "Классная тачка, бэха семерка" - эти слова особенно запомнились в фильме, когда главные герои стоят около угнанной машины.

Автомобиль, снимавшийся в фильме - это BMW 750iL (L - удлиненная база на 7 см.), хотя в фильме снималось 5 машин – и 735, и 740, которые с помощью грамотной сьемки были очень похожи на 750 модель.  В 90-х годах этот автомобиль могли позволить себе только довольно значимые авторитеты, первые люди в криминальном кругу, поэтому мечтали о нем все бандиты. Еще бы, ведь это возможность показать себя, как первого парня на бандитской деревне! Отличительно особенностью такого автомобиля было то, что модели 740iL и 750iL можно было заказать в легко бронированном исполнении. Их кузова и стекла выдерживали пули короткоствольного стрелкового оружия. Также они оснащались безопасными шинами, на которых в спущенном состоянии можно проехать до 250 км со скоростью 80 км/ч.  Удобно для вынужденного отступления.

Mercedes S 600

S-класс всегда был лучше, чем его репутация, говорили немцы. И были правы. Основным и безусловным предметом преклонения и культа, а также героем многочисленных анекдотов про нуворишей стал Mercedes S 600 в кузове W140. Запуская машину в продажу, маркетологи концерна снабдили ее слоганом: «В S-классе вы найдете многое, что поклонники других фирм получат лишь в следующем поколении автомобилей». Судите сами: электрические регулировки всего, что видишь, система инфракрасного дистанционного управления блокировкой всего, что запирается. Климат-контроль для всех ездоков и даже для отдельных частей их тел. Возможность установки телефона и телефакса для тех, у кого нет пейджеров... Перечислять примочки “шестисотого” - занятие неблагодарное.

Кстати, несмотря на то, что мы привыкли называть "шестисотым" все Mercedes-Benz с кузовом W140, правильнее будет называть  так только автомобили с двигателем V12 объемом 6,0 литра. Совсем уж повернутые расскажут вам, что ортодоксальными "шестисотыми" могут быть только машины с шильдиком, где четко должно быть написано, что это 600SE и 600SEL, а не какой-нибудь там 300SE или 400SE или 500SE. Но Россия страна особая. Да что там говорить – продавцы Mercedes признавались, что многие покупатели автомобилей с двигателями объемом менее 5,0 или 6,0 литров заранее обговаривали возможность установки шильдиков - чтобы не позориться перед "братвой". 

Но все примочки не спасали бедный автомобиль от уничтожения, ведь промахнуться по такой громадине было почти невозможно. К тому же, ездить на таком автомобиле могли лишь самые авторитетные представители криминалитета (Новый S500L или S600L стоил в России в 90-е годы в диапазоне 130-180 тысяч долларов – почти в три раза дороже, чем Jeep Grand Cherokee), поэтому охотились за “шестисотым” как за диковинным зверем. Его даже называли самым несчастливым автомобилем в мире – уж сколько жизней унесли с собой эти мрачные седаны! Кстати, вопреки расхожему мнению о массовости “шестисотых” Мерседесов, новыми ежегодно в России покупали лишь около 500-1000 автомобилей в кузове W140. В подержанном состоянии из Европы ввозились в несколько раз больше машин. Большинство из них действительно являлись моделью S600 – прижимистые немцы охотно избавлялись от старых прожорливых “слонов”, а российские бандиты также охотно их покупали.

Land Cruiser 100

В 1998 году случился августовский кризис, когда доллар, а, значит и машины, которые мы покупали за доллары, вырос в цене в 6 раз (смешно, да). Казалось бы, уровень преступности в окончательно погрязшей в финансовых проблемах стране только возрастет и начнется новый виток криминальных войн. Однако первоначальный передел сфер влияния и финансовых потоков уже произошел. Пожалуй, самым культовым автомобилем того времени стал вездеход Toyota Land Cruiser 100 – на него многие пересаживались с огромных американских вездеходов Chevrolet Tahoe, популярных в центральной части России в середине 90-х. Высочайшая надежность и проходимость сделала автомобиль весьма популярным в регионах. К тому же “Кукурузник” (или “Крузак”, как его обычно называют) даже в самой дорогой версии стоил раза в полтора дешевле “Гелендевагена” и потому казался довольно прагматичным выбором. Благодаря этому “сотку” быстро полюбили не только коммерсанты, но и силовые ведомства, особенно верхушки МВД и ГАИ. Так что “кукурузник” обладал весьма своеобразным имиджем любимца среди тех, кто находится по разную сторону закона. Как вы понимаете, обычные люди в любом случае обходили эти автомобили стороной. 

А вот мнение блоггеров - они тоже составляли подобный рейтинг

Комментарии 5
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Александр Хянин
Ну а "бандиты с периферии" не гнушались так же и "шахой" ( шестеркой) и восьмерки в ходу были, даже Москвич 2141 у некоторых был в ходу. Самое интересное было внутри автомобиля, этот "бандитский колхоз" , то есть тюнинг салона, это надо было видеть, описать трудно:-)
Александр Богданов
Классная статья, если ты все это видел) Особенно девяточка на коротком крыле порадовала)) Грацие автор. Я еще помню Линкольны с кодовыми замками на дверях, как в подъезд)))
Victor Alexandrovich
Прикольно, что сайт называется автокультура. А так да, живо вспомнились 90-е. Кстати, у нас в провинции еще и сейчас приблатненная молодежь с успехом гоняет на "лохматых" "бэхах" и чувствуют себя донами Корлеоне.
Булат Илаев
Прикольная статья!Смотрел фильм "Бумер",и хочу себе такую машину.Но сначала вишневая Девятка.Спасибо автору за информацию!
Марат Мухин
Сейчас уже не все перечисленные машины ассоциируются с 90=ми. Хотя если поднапрячься...
×